Украинские диссертации / ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / История философии

Эстетическое как социокультурный феномен (философско-исторический анализ)

Диссертация

Автор: Андрущенко Татьяна Ивановна

Заглавие: Эстетическое как социокультурный феномен (философско-исторический анализ)

Справка об оригинале: Андрущенко Тетяна Іванівна. Андрущенко Тетяна Іванівна Естетичне як соціокультурний феномен (філософсько-історичний аналіз) дис... д-ра філос. наук

Физическое описание: 371 стр.

Выходные данные: , 2008

Cодержание:

Актуальность темы исследования обусловлена потребностями практики, прежде всего, поиском повышение роли эстетического в жизни общества, его роли в активизации творческой энергии народа. Пожалуй, нет более посвященного социального явления, чем эстетическое. Им восхищаются, к нему тянутся и его избегают, его делают предметом непосредственного познания, иногда просто не замечают. К эстетическому с одинаковой надеждой на успех апеллируют наука и религия, искусство и мораль, экономика и политика, теория и практика. История философской мысли, в рамках которой развивается теория эстетического - эстетика, рассматривает его как чувства и отношения, ценности и идеал, специфический вид деятельности и т.п. Что же такое эстетическое и почему к нему на протяжении веков приковано внимание наиболее проницательных умов человечества? Какое значение имеет эстетическое в жизни современного общества в целом и Украины в частности? Обозначенные проблемы актуализировали наш интерес к этой сложной темы, обусловили ее выбор как предмет самостоятельного теоретического анализа.

Исследовательский интерес к проблеме эстетического как социального феномена продиктован и его местом и ролью в жизни современного общества и личности в условиях глобализации и информационной революции. Существенное снижение значение эстетического практически во всех сферах жизнедеятельности человека, его постепенный уход с арены активной социальной действия и перемещения на периферию общественной жизни, потеря к нему ощутимой гражданской внимания - такие реалии конца ХХ - начала XXI века. Эта, безусловно, негативная тенденция в Украине по времени совпала с началом модернизационных процессов. Ее деструктивное влияние проявляется в том, что она размывает фундаментальные основы человеческой социальности, от которого (вместе с эстетическим) постепенно отходят добро и справедливость, истина и правда, вера, надежда и любовь. Следовательно, разрушение - эстетического феномена, что принадлежит исключительно человеческому образу жизни и деятельности - это крах гуманизма и человечности. И если человечество не найдет способа остановки этой тенденции, не поставит протектор агрессивной бездуховности в широком смысле этого понятия, ему грозит катастрофа, возможно, с еще более тяжелыми последствиями, чем те, которые продуцируются другими глобальными проблемами современной цивилизации.

В данном контексте проблему эстетического, его защита от разрушительных процессов вполне можно отнести к глобальным проблемам современности. Поддержка эстетического, его развитие и реализация во всех сферах общественной жизни человека является социальным задачам и адекватным ответом цивилизационным вызовам современности.

Актуальность исследования также обусловлена духовными процессами, которые происходят в Украине, значением эстетического для украинского социума, человека и культуры. Украинская культура, имея давнюю историю и духовные традиции, всегда отличалась глубоким эстетическим компонентом. Еще со времен Киевской Руси она колдовала мир эстетизмом золотых изделий, философичностью иконописи, неповторимой красотой архитектурных решений, в частности, монастырских комплексов, церковных сооружений. Однако, мало что из прошлых культурных достояний сохранилось и досталось в наследство нынешним поколением. Почти сімсотрічне бездержав'я негативно отразилось не только на экономической и политической жизни общества, но и на культуре, морали, духовности народа и личности. Последнее касается и эстетического. Эстетическое, красота, творчество в драматические периоды истории Украины были отодвинуты на задний план общественной жизни. Но они не только не исчезли из истории, но и продолжали собственное развитие, правда, в формах, неподвластных непосредственном опознанию, или же благодаря мимикрии в культуре народов и государств, частично или полностью определенное время доминировали в украинском пространстве. Освобождение эстетического от разнообразных исторических форм отчуждения является социальной проблемой, співрозмірною с возрождением человека и культуры, развитием независимой государственности, становлением гражданского общества, его экономической, политической и социальной составляющей.

Степень научной проработки проблемы. Считается, что проблема эстетического на философском небосклоне появилась в XVIII веке. С этим утверждением, видимо, следует согласиться. Как предмет философской рефлексии, в частности, в контексте соотношения с другими категориями эстетики, она действительно актуалізувалась именно в этот исторический период. Вместе с тем, эстетическое как прекрасное, возбуждало философские поиски с тех далеких времен, когда философия выделилось как особая форма духовно-практического освоения мира. Красота и прекрасное в буквальном смысле пронизывает мудрые наставления тысячелетних культур, древнеиндийские и древнекитайские философские учения, размышления египетских жрецов, поучения и наставления странствующих мыслителей, бессмертные тексты творцов античной и отцов-учредителей религиозной философии. Учитывая общий контекст философского анализа проблемы эстетического, мы условно выделяем следующие направления:

- историко-философский анализ проблемы эстетического - представлен именами таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Августин, Аквинский, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, представители эпохи Просвещения, Реформации, немецкой классической философии, в частности, Кант, Шеллинг и Гегель. В российской и украинской философской мысли ХХ века этот аспект проблемы эстетического основательно проанализированы такими философами, как В.Асмус, М.Бахтін, О.Бенеш, Б.бычков, Г.Волинка, В.Личковах, А.Лосев, Н.Мозгова, І.Кронберг, М.Овсянніков, М.Попович, З.Смирнова, Н.Самсонов, В. Татаркевич и др.;

- культурологический анализ эстетического, осуществленный такими представителями исторической и современной культурологии, как М.Каган, Х.Ортега-и-Гассет, Л.Столович, Т.Гуменюк, І.Бондаревська, Н.Маньковська и др.;

- собственно эстетический (с позиций эстетики как науки) анализ проблемы представлен публикациями таких известных эстетиков, как Т.Адорно, М.Бахтін, Е.Берк, Г.Гончаренко, П.Гайденко, К.станиславский;

- особый пласт эстетического исследования составляют работы, посвященные его реализации в искусстве: Ш.Бодлер, М.Бровко, В.Вакенродер, П.Валері, Г.Гадамер, Р.Дж.Колінгвуд, Ю.Лотман, У.Хогарт, В.Панченко;

- в последние годы актуализировался социологический анализ эсного: Г.Гадамер, П.Сакулін, О.Лармін, С.Раппопорт;

- гносеологический подход к проблемам эстетического презентован в трудах Ю.Борева, В.Набокова, Фейнберга и др.

- довольно основательно с точки зрения объема материала, имен и публикаций представлены ныне и такое направление, как психология эстетического: в частности: М.Арнаутов, Л.Виготський, Л.Левчук, С.Балей, А.Халецький и др. В данных работах по большей части анализируются отдельные фрагменты этой широкой темы.

Несмотря на значительный объем публикаций, проблема эстетического остается актуальной и неисчерпаемой, как сама жизнь, в котором оно (эстетическое) формируется и функционирует. Проблема эстетического принадлежит к “вечным” философских проблем, а потому требует к себе чрезвычайного внимания на каждом новом повороте в развитии человеческой цивилизации. Несмотря на то, что этой проблемой занимались такие известные ученые, как А.Лосев, М.Каган, Л.Левчук, А.Канарський, М.Ліфшиць и много др. исследователей, настоящего требует продолжения философской рефлексии, „возвращая” проблему новыми ракурсами и создавая новые ее контексты. Современная технико-технологическая (индустриальная и постиндустриальная) цивилизация „вымывает” эстетическое по культуре; человек же, который утверждает себя как личность, пытается противостоять этому всеми доступными ей средствами. Каковы же эти средства, что может противопоставить человек разрушительной стихии технократизму, иначе говоря, какова роль эстетического в условиях современного антропологического императива? Именно это - стержень проблемы, которая определяет исследовательские горизонте данной работы. Потребность в анализе эстетического не только не уменьшается, но и, наоборот - становится все более насущной. Особую актуальность в настоящее время приобретает социальный аспект понимания эстетического. Такие проблемы, как историческая генезис эстетического в социуме и культуре, представление о нем как об идеале и реальное содержание воплощение в полотно культуры, изменение контуров эстетического в зависимости от типа исторически сложившихся форм общественного производства, образа жизни и т.п., место и роль эстетического в жизни русского человека как в историческом разрезе, так и в наши дни, эстетического воспитания в условиях трансформационных процессов глобализации и информационной революции и ряд других вопросов предопределяют наше обращение к этой проблематике.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Тема диссертации согласована с научной программой „Концептуальные основы координации и трансформации содержания философских и социально-гуманитарных дисциплин в педагогических вузах Украины” (Координационный план Министерства образования Украины. Приказ Министерства образования Украины №37 от 13 февраля 1997 г.), составляющей которой является тема кафедры философии Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова „Актуальные вопросы истории и теории философии и ее преподавания студентам педагогических учебных заведений” (Решение Ученого совета НПУ имени М.П.Драгоманова, протокол №6 от 25 декабря 2003 г.).

Тема диссертационного исследования утверждена на заседании Ученого совета Национального педагогического университета имени М.П Драгоманова от 29 ноября 2007 года, протокол №5.

Целью диссертационного исследования является создание на основе историко-философского и культурологического подходов современной концепции эстетического как социального феномена, духовно-аксіологічної и мировоззренческой детерминанты в новых экзистенциальных условиях человечества и в контексте соотношения эстетического идеала и реальности.

Достижения этой цели требует решения следующих первоочередных задач:

- уточнения определения основного и опорного понятие “эстетического” в контексте современного философского дискурса;

- анализ соотношения понятия “эстетическое” с категориями “добра” и “зла”, “истины” и “лжи”, “веры”, “надежды” и “любви”;

- исследование соотношения эстетического идеала и реальности (его воплощение в полотне культуры);

- анализ социокультурных контекстов, что обусловили различные экспликации эстетического в философских парадигмах;

- определение места и роли эстетического в современной Украине;

- осуществление научного прогноза изменения места и роли эстетического в жизни современной цивилизации;

- анализ основных форм освоения эстетического и эстетического воспитания в контексте обеспечения освоения мира „по законам красоты”.

Объектом исследования является феномен эстетического в его социальном измерении; предметом - его (эстетического) историческая генезис в контексте соотношения идеала и реальности.

Методологическая и теоретическая основа исследования определяется диалектическим подходом, который опирается на принципы объективности и целостности, аналітико-синтетический и индуктивно-дедуктивный методы.Request uri too large

Теоретическое значение исследования в уточнении понятия эстетического как социального феномена, как особого способа, продукта, результата адекватного созерцательно-чувственного, художественно-эмоционального отражения той или иной предметности, реализованной в действительности в соответствии ее внутренней сущности в наиболее совершенной форме; в диссертации представлены системную модель исторической генезису эстетического от античности и до наших дней в контексте его понимание как идеала и реальности.

Практическое значение диссертации заключается в возможностях построения на ее основе воспитательных моделей и технологий эстетического воспитания молодежи и студентов; создание на этой базе экспериментальной модели „приближение к идеалу” эстетического, воспроизводимого его целостности, выстроенной на протяжении эволюции человечества как цивилизации; внедрение специального курса для студентов педагогических специальностей.

Личный вклад автора заключается в системном определении эстетического как социального феномена, понимании генезису последнего в контексте трансформации эпох, а также в наши времена, в частности, под давлением глобализации и информационных процессов и во взаимосвязи с социально-экономическими и политическими изменениями в сьогоденній Украине.

Апробация результатов исследования: основное содержание диссертационного исследования докладывался в выступлениях на научно-практических конференциях, в частности: IV Международная конференция „Развитие демократии и демократическое образование в Украине” (Ялта, 28 - 30 сентября 2006 г.); XIII Всеукраинские педагогические чтения „Василий Сухомлинский в диалоге с современностью: культурологические аспекты школьного и педагогического образования” (Переяслав-Хмельницкий, 5 - 6 октября 2006 г.); Вторые международные Драгоманівські чтения (Киев, 27 - 28 октября 2006 г.); III Всеукраинская научно-методическая конференция „Непрерывное образование в Украине: реалии и перспективы” (Ивано-Франковск, 2 - 3 ноября 2006 г.); Международная научная конференция „Третьи юридические чтения” (Киев, 25 - 6 апреля 2007 г.); Международная научно-практическая конференция „Духовное наследие Левобережной Украины: социально-философский смысл природы, общества, религии и образования” (Киев, 18 - 19 мая 2007 г.); Международная научно-теоретическая конференция „Левобережная Украина во Всеукраинском философско-культурном измерении” (Киев, 21 сентября 2007 г.); Международная научно-практическая конференция „Педагогика высшей школы: методология, теория, технологии” (Киев - Ровно, 14-15 сентября 2007 г.); Международный научно-практический семинар „Инновационное образование для XXI века” (Киев, 19 - 20 декабря 2007 г.).

Основное содержание исследования изложены в единоличной монографии „Феномен эстетического: философско-исторический анализ” (16 печ. л.) и 23 публикациях в специализированных изданиях по философских наук.

.

ВНИМАНИЕ работа на украинском языке. Для перевода на русский язык Вы можете воспользоваться переводчиком, который получите после заказа данной работы БЕСПЛАТНО.