Украинские диссертации / ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / История философии

Идея справедливости как основа социального государства в эпоху глобализации

Диссертация

Автор: Соловей Галина Сергеевна

Заглавие: Идея справедливости как основа социального государства в эпоху глобализации

Справка об оригинале: Соловей Галина Сергіївна. Соловей Галина Сергіївна Ідея справедливості як основа соціальної держави за доби глобалізації дис... канд. філос. наук

Физическое описание: 171 стр.

Выходные данные: , 2006

Cодержание:

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития социальной философии внимание исследователей обостряется на приоритете социальных ценностей в динамичном обществе, которое рассматривается как человечество, а не как народ определенной страны. В этих условиях право человека на достойную жизнь”, которое должно обеспечивать государство своим гражданам значительно отличается в зависимости от экономического развития каждого конкретного государства. В то же время экономический рост богатых государств достигло такого уровня, что может преодолеть голод и крайнюю бедность на всей планете. Соотношение между экономической эффективностью и понятием о социальную справедливость определяют размер ресурсов, которые выделяются государством на обеспечение гражданам достойной жизни и страхования от рисков, вызванных рыночной экономикой. Международная социальная политика, которая сегодня находится в зачаточном состоянии, в будущем имеет так регулировать перераспределение ресурсов между национальными государствами, чтобы обеспечивать социальную справедливость в пределах планеты.

Концептуальное ядро теории социального государства образуют положения о растущую ответственность государства за благосостояние, развитие и социальную безопасность ее граждан. Практическую реализацию этих положений осуществляет мощная социальная политика, направленная на защиту социально уязвимых слоев населения путем обеспечения прожиточного минимума и на установление оптимальных условий для развития экономически активных индивидов. Действенность мер социальной государства обеспечивается соответствующими правовыми, политико-экономическими и нравственными нормами, превалирующее значение среди которых имеет принцип социальной справедливости, который обеспечивает легитимность государственного перераспределения ограниченных благ и ресурсов среди широкого круга граждан.

Экономическую базу социального государства образует развитая рыночная экономика, где „свободную игру рыночных сил” ограничено строгими правилами государственного регулирования. Такая экономика получила название социальной рыночной экономики, или экономики смешанного типа, где экономическая эффективность согласуется с принципом выравнивания доходов всех граждан. Важной функцией социального государства является направление рыночных сил таким образом, чтобы защитить своих граждан от рисков рыночных обвалов и обеспечить стабильность экономики.

Социальной основой существования социального государства является развитое гражданское общество, где правительственные меры по снятию социальных конфликтов направляются и подкрепляются действием неправительственных организаций и добровольных общественных объединений. Гражданское общество призвано также сглаживать напряжение между приматом индивидуальной свободы и стремлением граждан получать помощь от государства. Ведь выяснения уровня благосостояния человека невозможно без вмешательства в ее частной сферы. Развитое гражданское общество должно контролировать неприкосновенность частной сферы и гарантировать ее защиту.

Этическая основа социального государства - система нравственных норм и императивов, которая обеспечивает справедливость взаимоотношений государства и гражданина, служит гарантом преодоления социального напряжения, стремится решить конфликт принципа индивидуальной свободы и социальной справедливости, экономической эффективности и солидарности и равенства.

На основе теории справедливости, которая превалирует в обществе, образуется та или иная модель социального государства. Либеральная, консервативная или социал-демократическая модели отражают как универсальные типы государственного устройства так и национально-специфические особенности ценностных ориентаций.

В эпоху глобализации с переходом рыночных отношений на глобальный уровень государственная ответственность за благосостояние граждан вступает в противоречие с принципом максимизации прибыли, который исповедуют валютные фонды, транснациональные корпорации и правительства развитых государств, которые, предоставляя займы развивающимся государствам, ставят их в зависимость от себя. На уровне обеспечения социальных стандартов государство, несмотря на усиление где-социализации рынков, выполняет ведущую роль; чем сильнее государство, тем более независимую социальную политику она может осуществлять и тем сильнее ее голос на международной арене. По сути, современная государство, выполняя функции социального государства, осуществляет гуманізуючу и консолидирующую функцию, обращаясь к таким ценностям как солидарность, общественная ответственность и благосостояние для всех.

Изменения в современном обществе требуют новых подходов к толкованию экономической эффективности и социальной справедливости в свете современных требований к взаимоотношений цілераціональності и ценностной рациональности. Для социального государства в глобализирующемся мире, актуальным является решение проблемы гармонизации между принципом прибыли в экономической деятельности и моральными нормами. В выборе конструктивного пути для развития социального государства в Украине нужна критическая саморефлексия относительно экономического, социального и морального наследства, оставшегося со времен Советского Союза, также стоит принять во внимание положительный и отрицательный опыт технической и экономической рационализации западных обществ, направленный на построение социального хозяйства.

Степень научной разработанности проблемы

Специфика диссертационного исследования требует обращения к теоретических поисков мировых философов, социологов, теоретиков экономической деятельности, которые поднимают проблему государственного регулирования рынка для обеспечения социального благосостояния. И. Кант не воспринимал экономику как самостоятельную сферу исследования, однако основные категории кантовской этики, такие как „долг”, „справедливость”, „моральный закон” играют существенную роль в моральном обоснование экономической деятельности. Образ мирового общества, изображен І.Кантом возникает основой для разработки универсалистской этики. Рядом с течением социальной философии, которая берет свое начало от Канта, гегелевская традиция рассмотрения „субстанциальности нравственности” в социально-экономически ориентированной практике плодотворно развивается в современных исследованиях социального государства и хозяйства. М. Вебер утверждает, что за рыночного хозяйства цілераціональність является источником прогресса, а государство, через бюрократизацию возникает несовершенным и медленным, хотя и необходимым, механизмом перераспределения общественных ресурсов. К. Маркс самое обстоятельное подходит к определению капитализма и роли государства в регуляции рынков.

Хотя подходы к обоснованию функций государства, которые должны регулировать социальную сферу, разрабатываются уже с середины XIX века, само понятие „социальное государство” актуализируется и концептуалізується лишь в период после Второй Мировой войны, которая подготовила предпосылки создания такого государства, прежде всего в Европе и Америке.

Большое значение для теоретического оформления социального государства имеет наследие Карла Маркса. Его глубокий анализ капитализма и возможностей ограничения рынка государством для преодоления социального напряжения положен в основу критики или апологетики социального государства. Марксистский подход к пониманию справедливости как таковой, что соответствует определенной исторической эпохе и изменяется с развитием материальных средств производства является плодотворным для рассмотрения проблематики социального государства. Феномен социального государства возникает на определенном этапе развития экономики, когда „свободную игру рыночных сил” ограничивают для обеспечения социальной безопасности граждан. В период глобализации рыночных отношений возникает дисбаланс между системами социальной безопасности стран, которые являются социальными государствами и тех стран, которые не могут обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни. Глобализация рыночных отношений опережает формирование глобальной системы социальной защиты, поэтому социальное напряжение между богатыми и бедными государствами мира растет.

Феномен социального государства как объект научного исследования попадает в предметное поле различных дисциплин - экономической теории, социологии, социальной и политической философии, правоведению - поэтому для изучения этой проблемы наиболее целесообразным является использование междисциплинарного подхода. Анализ социального государства с философских позиций является необходимым для обоснования того или иного экономического строя, в частности эта проблематика внедрялась в контексте радикального либерализма (Л. фон Мизес, Ф. фон Гайек), ордолібералізму (В. Ойкен, А. Мюллер-Армак), неолиберализма (Дж. Бьюкенен), „социально ориентированного либерализма” (Р.Максгрейв); с социал-демократических позиций социальное государство анализировали В. Айхлер, Г. Еспінг-Андерсен, Т. Майер.

Сосуществования политической демократии и системы социальной безопасности, которая формирует социальное государство исследовали Л. Бальцерович, А. де Токвиль, И. Шумпетер. Среди отечественных исследователей это В.Гладко, В.Єременко, А.Сіленко, П.Шевчук.

Истории возникновения социального государства и теоретическим аспектам ее функционирования уделяют внимание такие отечественные и российские исследователи как В.М. Анисимов, В.Бодров, В.Гурлєв, В.Гутнік, С.Калашніков, А.Кредисов, П.Леоненко. Эти исследователи обращаются также к анализу внутренних противоречий, которые несет в себе социальное государство.

Существует ряд фундаментальных исследований, которые выходят за рамки политических и экономических структур, анализируя феномен справедливости как таковой, что является основой социального государства. Проблеме справедливости как честности посвящена работа Дж. Ролза. „Теория справедливости”, в которой автор на основе кантового категорического императива обосновывает справедливость на принципах, отличных от утилитаризма и телеологии. Массив трудов, посвященный критике позиции Ролза подробно разрабатывает проблематику равенства и эффективности; равенства и справедливого распределения; экономического и правового равенства; психологическом, социальном и экономическом измерениям благосостояния. Среди критиков Ролза, которые построили собственные концепции справедливости для социального государства Д. Беллами, М.Волцер, Г. Дворкин, В.Кімліка, А.Макінтайр, Р.Нозік и др. Проблеме многообразия критериев социальной справедливости посвятил фундаментальную монографию украинский исследователь И. Перелыгин.

Идея справедливости является объектом исследования многочисленных кандидатских работ, защищенных в последние годы. Социальные права, которыми государства наделяют своих граждан, рассматривают Ж.В.Пустовіт, В.В.Сокуренко, О.Г.Троян. Этические нормы, которые ограничивают экономическую деятельность, исследует И.И. Маслікова, а политологический аспект социальной справедливости рассматривает Г.А.Мірошніченко. Идею социальной справедливости, что лежит в основе социального государства, в философско-теоретическом аспекте анализируют Л.Г.Верецька и О.Г.Коломієць.

Внутренняя противоречивость социальной государства, которая заключается в удовлетворении бесконечно растущих потребностей граждан и тем самым поддерживает общество потребления подвергалась критике со стороны представителей Франкфуртской школы (Г. Маркузе); порождение социального государства - человека-массы критиковал в начале ХХ века Х. Ортега-и-Гасет.

Сравнительный анализ моделей социального государства с разных позиций осуществляется в исследованиях Бы. Дикона, Ч. Ендрейна, Г. Еспінг-Андерсена. Многие исследователи уделяли внимание таким особенностям различных моделей социального государства как соотношение политического режима, типа экономики и уровня благосостояния ( Г. Еспінг-Андерсен, Б. Гиллей., Дж. Хіндрікс, Б. Где Дондер и др.); государственного регулирования рынка и теневой экономики (В. Копре, Дж. Палме); взаимозависимость благосостояния и гражданской солидарности (Г. Павар, Ф. Фукуяма).

Различные аспекты трансформации социального государства в эпоху глобализации исследуют А.Велб, Д. Гелд, Е. Оддавар, Е. Рейс, Г. Робертсон, Дж. Фоссум. Особенно важным является анализ влияния трансформационных процессов, обусловленных глобализацией, на развитие социального государства в Украине. Этой теме посвятили свои работы М. Бургін, Есть. Головаха, А. Силенко, В.Єременко, В. Пазенок.

особое внимание заслуживает рассмотрение проблематики социального государства в контексте развития универсалистской этики. Представители коммуникативной философии К.-О. Апель, Ю. Хабермас, В. Гьосле настаивают на том, что перед лицом глобальных угроз партикуляристські интересы национальных государств должны подчиняться системе норм, которые приобретают универсалистского значение. Среди украинских исследователей вопросы влияния универсалистской дискурсивной этики на экономику как фактор как фактор становления всемирного социально-экономически-этически ориентированного рыночного хозяйства рассматривает А.Єрмоленко. В контексте идеи справедливости эта проблематика рассматривается Л.Ситніченко.

Большого веса в условиях глобализации и роста хозяйства в мировом масштабе приобретает экологическая проблематика, которую раскрывают В. Гьосле, Г. Йонас, Т. Майер-Абіх, А.Обран. Речь идет, прежде всего, о насущной необходимости исследования влияния деятельности человека (в том числе и по росту использования природных ресурсов в качестве результата повышение уровня потребления громядян) на окружающий мир.

несмотря на существенное количество трудов, проблематика которых связана с функционированием социального государства, в социальной философии еще не были осуществлены попытки рассмотреть этическое основы социального государства в свете глобализационных процессов.

Объект исследования - социально-этический аспект функционирования социального государства в эпоху глобализации

Предмет исследования - трансформация идеи социальной справедливости в эпоху глобализации

Цель и задачи исследования: В комплексном анализе социально-философского и теоретико-экономического дискурса выявить основные тенденции становления и обоснование этических принципов социального государства в контексте глобализации.

Достижение этой цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

рассмотреть формирование морально-ценностного комплекса, направленного на ограничение функционирования рынка с целью обеспечения социальной справедливости;

проанализировать внутренние противоречия, присущие социальном государстве;

исследовать связь превалюючої в обществе теории социальной справедливости и модели социального государства, которая реализуется на основе конкретной теории справедливости

определить отличительные черты основных моделей социальной развивающиеся государства в современном мире;

показать влияние универсалистской этики на реализацию функций социального государства в глобализирующемся мире;

указать на грани развития социального государства, заключающиеся в увеличении численности и потребностей человечества, с одной стороны, и исчерпаемости природных ресурсов со второго;

очертить перспективы развития социального государства в Украине.

Методы исследования: Теоретико-методологической основой исследования являются общенаучные принципы объективности и историзма учитывая необходимость выявления соотношения идеи социальной справедливости и государственного регулирования экономической жизни в контексте глобализации; системно-структурный анализ теоретических основ и основных принципов функционирования социального государства; сравнительный подход реализуется для рассмотрения партикуляристської и универсалистской этик.

Методологическая основа исследования построена на междисциплинарном интегрировании современных философских, этических, экономических, социологических, правоведческих концепций, которые использовались комплексно, а в конкретных случаях - в соответствии с заданием и потребностями исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в украинской социальной философии осуществлен комплексный анализ взаимовлияния принципа социальной справедливости, государственной политики и глобализационных процессов на формирование модели социального государства. Новизну диссертации раскрыты в таких положениях, выносимых на защиту:

- Доказано, что социальное государство возникает как ограничение рынке путем реализации государственного перераспределения ресурсов в соответствии с идеей социальной справедливости, которая превалирует в обществе;

- Выявлены три основные модели социального государства, регулируются отличительными принципами социальной справедливости и обоснованно тенденцию к их трансформации учитывая принципы универсалистской коммуникативной этики;

- Показано, что внутренние противоречия социального государства не приводят к ее упадку, а ведут к постоянной трансформации и развития, согласно изменений, обусловленных глобалізійними процессами.

- Выяснено, что партикуляристська этика предлагает такую теорию справедливости, которая срабатывает в конкретном обществе, ограниченном по территории национального государства. Также выявлено, что для универсалистской этики справедливым является то, что справедливо для каждого из участников коммуникации, то есть для всех индивидов в пределах человечества.

- Опираясь на деонтологическую этику ответственности перед всем человечеством, доказано, что национальные государства имеют взаємоузгоджувати принцип социальной справедливости, на основе которого они осуществляют перераспределение ресурсов с целью обеспечения максимального благосостояния своих граждан, и преодолевать разрыв между богатыми и бедными государствами мира.

Определено, что в пределах экономической парадигмы развивающиеся государства должны равняться на рост экономики и социальные стандарты развитых государств. С переходом к экологической парадигмы развитие должно пониматься как такое удовлетворение потребностей нынешнего поколения, которое гарантирует сохранение окружающей среды для будущих поколений.

- Обоснован тезис о том, что процесс трансформации социального государства в Украине извращенно значительной долей теневого сектора экономики, который не облагается государством, следовательно, не способствует развитию социальных программ.

- Выяснено, что ориентиром для развития социального государства в Украине должна служить соблюдения демократических процедур, сохранения окружающей среды для будущих поколений, развитие человеческого и социального капитала.

Практическое и теоретическое значение результатов диссертации. Положения и выводы, что их подано в дисертаційному исследовании, могут быть использованы в преподавании обществоведческих и философских дисциплин высшей школы, в частности курсов, посвященных социальной теории, социальной и практической философии, философии права, философии хозяйства, политической философии, политологии и т.д.

Результаты исследования включают в себя теоретический потенциал для дальнейших теоретических исследований проблемы социального государства, в частности выявление взаимосвязи проблемы справедливости и типа социального государства, которая реализуется в определенной конкретной стране на фоне глобализаций них процессов. Теоретические результаты диссертации могут быть использованы в практическом дискурсе общественности и для разработки концепции социального государства в Украине на правительственном уровне.

Апробация результатов исследования. Диссертацию обсуждены на заседаниях отдела социальной философии института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины. Принципиальные положения, теоретические разработки и выводы диссертационного исследования были изложены на четырех научно-практических конференциях:

Всеукраинская научная конференция „Проблемы политической психологии и ее роль в становлении гражданина украинского государства” (Киев, 15-16 января 2006);

Вторые Таврические чтения „Анахарсис”( Крым, 13-17 сентября 2006);

XIV Харьковские международные Сковородинівські чтения „Философские стратегии XXI века” (Харьков, 29-30 сентября 2006);

Международная научная конференция „Философия гуманитарных наук: актуальность и перспективы развития” (Черновцы, 5-6 октября 2006).

Публикации. Основное содержание и выводы диссертационного исследования отражены в опубликованных тезисах докладов (две публикации), в трех научных статьях, которые опубликованы в специализированных изданиях. Общий объем публикаций 2,25 д.а.

Личный вклад соискателя. Основные положения и результаты диссертационного исследования получены автором самостоятельно. Перевод цитируемой иностранной литературы осуществлен автором самостоятельно.

Структура диссертации. Структура диссертации отражает логику научного исследования. Работа состоит из введения, трех разделов (девяти подразделений), выводов глав, общих выводов и списка использованной литературы из 231 наименование (из них 57 на английском языке). Общий объем диссертации 171 стр., из них 151 стр. основного текста.

.

ВНИМАНИЕ работа на украинском языке. Для перевода на русский язык Вы можете воспользоваться переводчиком, который получите после заказа данной работы БЕСПЛАТНО.